Пушкин и его эпоха
Это цикл научно-популярных лекций, посвященных наиболее интересным, а порой, возможно, и спорным вопросам творчества и биографии Пушкина, а также самому широкому спектру проблем, которые ставит перед нами пушкинская эпоха — эпоха Золотого века русской культуры: начиная с истории рукописного фонда и принципов издания собраний сочинений и заканчивая новым взглядом на ранее известные факты и будущем пушкиноведения как особого раздела литературоведческой науки.
Наши лекторы — ведущие специалисты в области истории литературы первой половины XIX века, сотрудники Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук и других крупных научных центров, занимающиеся изучением наследия Пушкина.
Чтобы принять участие в обсуждении необходимо зарегистрироваться и получить ссылку на Zoom.
Трансляции и записи лекций будут доступны на YouTube-канале Пушкинского Дома.
В программе на ближайшее время:
28.04.2021
18:00
Как издавали и как издают Пушкина

В лекции речь пойдет о том, как издавали сочинения Пушкина и как со временем менялось представление о том, как надо это делать. Современному читателю Пушкин попадается в готовом виде: препарированный, разложенный по полочкам и красиво упакованный в разноцветные обложки. Состав и тексты его собраний сочинений кажутся стабильными и определенными раз и навсегда. Но каждое новое поколение текстологов-пушкинистов проводит ревизию решений своих предшественников, и результаты этой работы отражаются в новых изданиях, которые иногда полны новаций и резко полемичны по отношению к предшественникам. О том, как и почему это происходит, и будет рассказано в лекции.

Алексей Юрьевич Балакин
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела пушкиноведения Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, ученый секретарь Пушкинской комиссии РАН
Материалы к лекции
1. Измайлов Н. В. Текстология // Пушкин: Итоги и проблемы изучения. М.; Л., 1966. С. 557–610.
2. Фомичев С. А. Новое академическое Полное собрание сочинений Пушкина в системе источниковедческих изданий // Проблемы текстологии и эдиционной практики. Опыт французских и российских исследователей. М., 2003. С. 129–141.
19.05.2021
18:00
«Сии листы всю жизнь мою хранят...»: пушкинские рукописи в Пушкинском Доме

Татьяна Ивановна Краcнобородько
Ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, ученый хранитель Пушкинского рукописного фонда
Пушкинский Дом при Императорской Академии наук был создан в самом начале XX века «в благоговейную память» о великом русском поэте – «для хранения и собирания всего, что касается Пушкина как писателя и человека». Сегодня в Рукописном отделе одного из ведущих академических институтов, признанного «особо ценным объектом культурного наследия» России, находятся личная библиотека Пушкина и практически все – за редкими исключениями – подлинные рукописи поэта. Хранитель Пушкинского фонда расскажет о рукописном наследии Пушкина: об истории его собирания, научного описания, а также об уникальных факсимильных изданиях пушкинских рукописей.
Материалы к лекции
  1. Пушкинский Дом при Российской Академии наук: Исторический очерк и путеводитель. Л., 1924.
  2. Модзалевский Б. Л. Библиотека А. С. Пушкина: (Библиографическое описание). СПб., 1910.
  3. Модзалевский Л. Б. Библиотека Пушкина: Новые материалы // Литературное наследство. М., 1934. Т. 16–18. С. 85–1024.
  4. Сидяков Л. С. Библиотека Пушкина и ее описание // Библиотека А. С. Пушкина. Б. Л. Модзалевский. Приложение к репринтному изданию. М., 1988. С. 57–115.
  5. Рукописи Пушкина, хранящиеся в Пушкинском Доме: Научное описание / Сост. Л. Б. Модзалевский и Б. В. Томашевский. М.; Л., 1937.
  6. Рукописи Пушкина, поступившие в Пушкинский Дом после 1937 года: Краткое описание / Сост. О. С. Соловьева. М.; Л., 1964.
  7. Цявловский М. А. Судьба рукописного наследия Пушкина // Цявловский М. А. Статьи о Пушкине. М., 1962. С. 260–275.
  8. Цявловский М. А. «Посмертный обыск» у Пушкина // Цявловский М. А. Статьи о Пушкине. М., 1962. С. 276–356.
  9. Измайлов Н. В. О рукописях Пушкина // Белые ночи. Л., 1974. С. 52–88.
  10. Баскаков В. Н. Пушкинский Дом. 1905–1930–1980: (Исторический очерк). Л., 1980.
  11. Пушкинский Дом: Статьи. Документы. Библиография. Л., 1982.
  12. Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1996 год. Борис Львович Модзалевский: Материалы к научной биографии. СПб., 2001
  13. Пушкинский Дом: Материалы к истории. 1905–2005. СПб., 2005.
  14. Иванова Т. Г. Рукописный отдел Пушкинского Дома: Исторический очерк. СПб., 2006.
  15. А. С. Пушкин. Рабочие тетради: В 8 т. СПб.; Лондон, 1995–1997 / Науч. ред. С. А. Фомичев и Т. И. Краснобородько.
  16. Альбом Елизаветы Николаевны Ушаковой. Факсимильное воспроизведение / Сост. Т. И. Краснобородько; Вступит. ст. С. А. Фомичев, Я. Л. Левкович; Коммент. Т. И. Краснобородько. СПб., 1999.
  17. А. С. Пушкин. Болдинские рукописи 1830 года: В 3 т. / Авторы-сост. Т. И. Краснобородько, С. Б. Федотова; Вступ. ст. С. А. Фомичев. СПб., 2013. Т. 1: Научное описание; Т. 2: Факсимильное воспроизведение рукописей; Т. 3: Факсимильное воспроизведение рукописей.
  18. Краснобородько Т. И. Факсимильные издания рукописей А. С. Пушкина: прошлое, настоящее, будущее // Пушкинские материалы в архивах России. К 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Материалы научно-практической конференции 16 февраля 1999 г. М., 1999. С. 20–31.
  19. Краснобородько Т. И. «Под эгидой принца Уэльского»: об одном издательском проекте Пушкинского Дома // Санкт-Петербург – Великобритания. XVIII–XXI вв. СПб., 2014. С. 343–353.
  20. Краснобородько Т. И. «Предмет наших изучений и восторгов» (рукописи Пушкина) // The Pushkin Handbook/ Edited by David M. Bethea. Madison: The University of Wisconsin Press, 2005. P. 45–59.
  21. Краснобородько Т. И. Парижский Пушкинский музей и его хранитель // Санкт-Петербург – Франция: Наука, культура, политика. СПб., 2010. С. 284–304.
  22. Краснобородько Т. И. По следам Б. Л. Модзалевского: Неизвестные пушкинские записи на закладках в книге Джона Кука из личной библиотеки поэта // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 2016 год. СПб., 2017. С. 7–24.
17.06.2021
18:00
Расцвет и распад литературных салонов Золотого века

Ольга Сергеевна Муравьева
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела пушкиноведения Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, зам. председателя Пушкинской комиссии РАН
Литературный салон – яркое культурное явление эпохи Золотого века. Салон был формой самоорганизации дворянской культурной элиты, позволявшей объединить ее высокие интеллектуальные запросы с культом «элегантной жизни». Рассказ о знаменитых салонах Москвы и Санкт-Петербурга (Волконской, Голицыной, Карамзиной, Смирновой-Россет, Хитрово-Фикельмон и других) позволит слушателям представить себе не только художественные и литературные интересы людей того времени, но и их поведенческие, бытовые традиции и привычки. Русские салоны невольно оказались втянутыми в литературно-общественную борьбу и уже в 1850-х гг. вынужденно отступили в область приватного, семейного быта. Судьба салона прослеживается как в личных столкновениях и конфликтах, так и в общих закономерностях российской действительности.
Материалы к лекции
  1. Литературные кружки и салоны. Первая половина XIX века. Под ред. Н. Л. Бродского. М., Л., 1930.
  2. Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. СПб., 2001.
  3. Вацуро В. Э. Из истории литературного быта пушкинской поры. М., 1989.
  4. Бунтури В. К приюту тихому беседы просвещенной. Литературный салон в культуре Петербурга. СПб., 2013.

21.09.2021
18:00
Театральность в романе «Евгений Онегин»

Ольга Борисовна Лебедева
Доктор филологических наук, профессор Национального исследовательского Томского государственного университета


Театральные впечатления Пушкина, его размышления о судьбах русского театра, создание его драматических произведений сопутствовали работе поэта над романом «Евгений Онегин». Комплекс писавшихся параллельно роману драматургических и драматизированных замыслов и произведений тесно корреспондирует с мотивом театра, который в «Евгении Онегине» становится всепроникающим, поскольку он представлен на трех уровнях поэтики: как сюжетный мотив (театральные эпизоды романа), как модель бытового поведения персонажей (характерологический аспект) и как эстетическая категория повествования (драматургичность структуры романа и некоторых его эпизодов). Лекция профессора Томского государственного университета Ольги Борисовны Лебедевой будет посвящена этим трем аспектам театральной поэтики романа.
Материалы к лекции
  1. Баевский В. С. Сквозь магический кристалл. М., 1990.
  2. Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. М., 1974.
  3. Бродский Н. Л. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Комментарий. М., 1932.
  4. Гроссман Л. П. Пушкин в театральных креслах. М., 1990.
  5. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957.
  6. Кургинян М. С. Драма // Теория литературы: В 3 т. М., 1964. Т. 2.
  7. Лотман Ю. М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1983.
  8. Лотман Ю. М. Театр и театральность в строе русской культуры начала XIX века // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998.
  9. Набоков В. В. Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». СПб., 1998.
  10. Пушкин А. С. Евгений Онегин. Комментарий А. Е. Тархова. М., 1978
21.10.2021
19:00
Пушкин: реминисценции и прототипы, пространство и время
В известных текстах Пушкина – стихотворении «Заклинание», трагедии «Каменный гость», повестях «Капитанская дочка» и «Пиковая дама» выявляются неожиданные связи и переклички с другими литературными явлениями и историческими персонажами. Например, в «Заклинании» обнаруживаются цитаты и реминисценции из стихотворений Карамзина и Державина. Некоторые типические черты князя Н. Б. Юсупова находят отражение в образе пушкинского Дон Гуана. Судьба и черты характера И. И. Дмитриева сопоставляются с историей и характером Петруши Гринева. Анализ «Пиковой дамы» демонстрирует литературные приемы, с помощью которых в повести создается иллюзия движения в пространстве и времени. Именно об этих чертах пушкинской поэтики и будет рассказано в лекции.

Наталья Ивановна Михайлова
Доктор филологических наук, профессор, академик Российской академии образования, главный научный сотрудник Государственного музея А. С. Пушкин
Материалы к лекции
Михайлова Н. И. Психея задумавшаяся над цветком. М., 2015.


11.2021
18:00
Пушкин, европейский романтизм и русский Байрон

Увлечение Байроном в пушкинскую эпоху было повальным, что, конечно, не означало, что Байрон всеми воспринимался с энтузиазмом. Но даже и его суровые критики («Бог судья покойнику Байрону! Его мрачный сплин заразил всю настоящую поэзию…», – писал Надеждин) все равно видели в юной тогда еще русской словесности отпечаток – во благо или во зло – британского гения (вариант: британского демона). И все же как в сознании людей пушкинской эпохи, так и в нашем современном сознании вхождение Байрона в русскую литературу связывалось и связывается именно с Пушкиным: с его южными поэмами («Цыганы», «Бахчисарайский фонтан») и «Евгением Онегиным». Причем если первые стали «проводниками» в русскую литературу восточных поэм Байрона, то «Евгений Онегин» надолго закрепил славу истинно романтического героя за Чайльд-Гарольдом, русским «аналогом» которого всем казался Евгений Онегин.

Екатерина Евгеньевна Дмитриева
Ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, профессор кафедры сравнительной истории литератур ИФИ Российского государственного гуманитарного университета
Материалы к лекции
  1. Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы. Л., 1978.
  2. Бодрова А. С. Байрон и русский байронизм «второй волны» в некрасовском «Современнике» конца 1840–1850-х гг. // «Разумное, доброе, вечное». Проблемы производства, сохранения и распространения культуры в России. От некрасовской эпохи до современности. Усадьба, литература, музей. Ярославсль, 2017.
  3. Ильченко Н. М. Байроничский герой и особенности формирования образа «лишнего человека» и «русского скитальца» в отечественной литературе // Вестник Мининского университета. 2014. № 2 (6).
  4. Бэгби Л. Александр Бестужев-Марлинский и русский байронизм. СПб, 2001
  5. Дмитриева Е. Е. Литературный пантеон, европейский романтизм и русский Байрон // Литературоман(н)ия: к 90-летию Юрия Владимировича Манна: сборник статей. М., 2019. С. 17–43.
12.2021
18:00
«Мнимый Пушкин» или стихотворная псевдопушкиниана

«Ни один поэт в России не имел такой завидной участи, как Пушкин. Ничья слава не распространялась так быстро. Все кстати и некстати считали обязанностию проговорить, а иногда исковеркать какие-нибудь ярко сверкающие отрывки его поэм. Его имя уже имело в себе что-то электрическое, и стоило только кому-нибудь из досужих марателей выставить его на своем творении, уже оно расходилось повсюду» – писал Н. В. Гоголь о Пушкине. Феноменальный интерес к личности первого поэта России стал причиной появления громадного количества псевдопушкинских текстов, собрание которых получило название «Мнимый Пушкин» и составляет более трехсот произведений.
Когда и при каких обстоятельствах появился на свет литературный двойник А. С. Пушкина? Чьи стихи под именем Пушкина напечатаны в журналах, сборниках и альманахах 1820–1830 гг.? Какую роль в создании псевдопушкинианы сыграл Жуковский? И как же отличить «мнимого Пушкина» от подлинного? На эти и некоторые другие вопросы будут даны ответы в лекции.

Александр Владимирович Дубровский
Кандидат филологических наук, научный сотрудник Рукописного отдела Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, хранитель Пушкинского фонда
Материалы к лекции
1. Вацуро В. Э. Приписываемое Пушкину // Новое литературное обозрение. 1992. № 1. С. 251–256; перепечатано: Вацуро В. Э. Записки комментатора. СПб., 1994. С. 126–134.
2. Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.
3. Дубровский А. В. «Мнимый Пушкин» (прижизненные списки политических стихотворений, приписывавшихся Пушкину) // Временник пушкинской комиссии. СПб., 2002. Вып. 28; С. 214–223.
4. Дубровский А. В. «Мнимый Пушкин» (прижизненные списки политических эпиграмм, приписывавшихся Пушкину) // Временник пушкинской комиссии. СПб., 2004. Вып. 29. С. 337–350.
5. Дубровский А. В. «Мнимый Пушкин» в «посмертном» и «анненковском» собраниях сочинений поэта // «Он видит Новгород великой…». Великий Новгород. 2004. С. 120–145.
6. Дубровский А. В. «Мнимый Пушкин» (прижизненные списки эротических стихотворений и экспромтов, приписывавшихся Пушкину) // Временник пушкинской комиссии. Вып. 30. СПб., 2005. С. 301–325.
7. Ефремов П. А. Мнимый Пушкин в стихах, прозе и изображениях. СПб., 1903.
8. Краснобородько Т. И. История одной мистификации (Мнимые пушкинские записи на книге Вальтера Скотта «Айвенго») // Легенды и мифы о Пушкине. СПб., 1994. С. 269–281.
9. Лернер Н. О. 1) Новые приобретения Пушкинского текста // Пушкин А. С. Полн. собр. соч. [В 6 т.] / Под ред. С. А. Венгерова. СПб.-Пг., 1915. Т. 6. С. 172-243; 2) Рассказы о Пушкине. М., 1929.
10. Пушкин А. С. Тень Баркова. Тексты. Комментарии. Экскурсы. Издание подготовили И. А. Пильщиков и М. И. Шапир. М., 2002.
11. Томашевский Б. В. 1) Пушкин. Современные проблемы историко-литературного изучения. Л., 1925; 2) Писатель и книга. Очерки текстологии. 2-е изд. М., 1959.
12. Тынянов Ю. Н. Мнимый Пушкин // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 78–92.
13. Чернов А. «Тень Баркова» или еще о пушкинских эротических ножках // Синтаксис. Париж. 1991. № 30. С. 129–164.
14. Цявловский М. А. Статьи о Пушкине. М., 1962.
01-02.2022
18:00
Золотой век как литературный феномен: в 2 частях
Мария Наумовна Виролайнен
Доктор филологических наук, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник отдела пушкиноведения Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, сопредседатель Пушкинской комиссии РАН
Традиционное представление о литературных направлениях не годится для понимания творчества ведущих авторов Золотого века. В это время классицизм, сентиментализм и романтизм активно взаимодействуют на литературной арене, но творчество Пушкина и писателей его окружения не укладывается в рамки ни одного из этих направлений (и тем более не соответствует параметрам реализма). Уникальные черты эстетики и поэтики ведущей литературной школы эпохи все еще недостаточно ясно поняты и описаны. О них и пойдет речь в лекции руководителя отдела пушкиноведения ИРЛИ РАН.
Материалы к лекции
  1. Вацуро В. Э. Лирика пушкинской поры: Элегическая школа. СПб., 1994.
  2. Гинзбург Л. Я. О лирике. Л., 1974.
  3. Маркович В. М. Русская литература Золотого века: Лекции. СПб., 2019.
  4. Семенко И. М. Поэты пушкинской поры. М., 1970.
  5. Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1968.
Made on
Tilda